14 Апреля 2012
20-летие Независимости Кыргызской Республики (архив)


01 Сентября 2011, 14:11
Аскар Сарыгулов: Борьба политической элиты Кыргызстана оставляет мало надежд на экономическое развитие страны.

Вчера Кыргызстан отпраздновал 20-ю годовщину Дня независимости. В честь этого знаменательного события, редакция агентств новостей "report.kg" взяла интервью у Аскара Сарыгулова, Советника по экономическим вопросам первого президента Кыргызской Республики 1990-1992 годов, а ныне старшего научного сотрудника Центра фундаментальных исследований процессов развития (Санкт-Петербург):


 - Аскар Исламович, Кыргызстан отметил двадцать лет своей независимости. Что на Ваш взгляд довлело в далеком 1991-м году – попытки сохранить Союз или отделиться?

- В начале 1990-х годов уже начались дезинтеграционные процессы на всем постсоциалистическом пространстве. Отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего юридическую и экономическую защиту не только потребителей и производителей, но и целых республик от «самоедской» системы хозяйствования только ускоряло эти процессы. Существенно недооценивалась роль регионального фактора.

К середине лета 1991-го года стало очевидно, что доверие к союзному правительству тает на глазах. Не имея доверия и поддержки населения, трудно рассчитывать на успех любых преобразований, а тем более таких, как рыночные. Из такого положения не виделось иного выхода, кроме как выйти из Союза и пуститься в одиночное плавание. Так мы и поступили.

- Было ли четкое представление, например у Вас, о том, что такое рынок? 

- Я думаю, что четкого представления о рынке не было ни у кого. Были преимущественно теоретические представления о том, что такое рынок, присутствовало понимание того, что необходимо трезво оценивать свой экономический потенциал. История подсказывала, что становление рынка будет носить долгий и затяжной характер, а всякие попытки форсировать этот процесс будут сопряжены с существенными социальными и экономическими издержками.

- А было ли у Вас представление о том, как должны проводиться реформы?

- Нет. У нас лишь были знания о том, как проводились рыночные реформы в отдельных странах третьего мира таких как Индия, Малайзия, Корея и послевоенная Япония.

В Кыргызстане предприятия обрабатывающей промышленности строились в немногих крупных центрах промышленного развития, работали в основном на привозном сырье и комплектующих, привлекали квалифицированную рабочую силу из-за границы. С другой стороны, сельскохозяйственное сырье, как правило, почти полностью вывозилось для переработки за пределы Кыргызстана. Город и село страны экономически были дезинтегрированы.

Другой проблемой являлось наложение рыночной реформы на ситуацию «инвестиционного голода». Нехватка средств не дает возможности создавать технологически современные, конкурентоспособные предприятия. Массовое аграрное перенаселение является благодатной почвой для сохранения всевластия местной бюрократии, которая коррумпируется и разлагающе действует на культуру рыночных отношений.

В этой связи необходимо было предусмотреть максимальное стимулирование создания новых рабочих мест в сельской местности и·малых городах. Большое значение при этом приобретает роль инвестиций, однако их ограниченность, как и необходимость создания большого числа малых предприятий, распыленных по территории Кыргызстана, потребует проведения политики поощрения мелкого предпринимательства на селе, в сфере промышленности и услуг.

- Можно ли перечислить ключевые этапы реформ ?

- Падение кыргызской экономики было стремительным и глубоким. Здесь необходимо отдать должное президенту А. Акаеву, который в таких тяжелых условиях принял единственно возможное решение – начать масштабные и глубокие экономические преобразования. Эти реформы были осуществлены на основе программы макроэкономической стабилизации, основными направлениями которой являлись: борьба с инфляцией, жесткая кредитно-денежная политика, либерализация цен, сокращение субсидий и социальных пособий, приватизация государственной собственности, формирование рынка труда, построение двухуровневой банковской системы.

Необходимо отметить, что экономические реформы дополнялись институциональными: шло активное формирование нормативно-правовой базы для развития частного, индустриального и финансового секторов.

- Ваше отношение к вступлению Кыргызстана в ВТО?

- Действительно, в августе 1998-го года Кыргызстан первым среди стран СНГ вступил во Всемирную Торговую Организацию. Это решение политического руководства страны не нашло понимания как у партнеров по СНГ, так и среди представителей крупных промышленных предприятий внутри самой страны.

Относительно быстрое вступление Кыргызстана в ВТО, объяснялось, прежде всего тем, что на момент вступления в ВТО в стране действовал достаточно либеральный торговый режим. Средний уровень импортных таможенных тарифов на тот период составлял менее 10%. Кыргызстан не применял в торговле экспортных ограничений.

 Семена, посеянные вступлением в ВТО, дали свои бурные всходы только спустя десять лет. Согласно оценкам экспертов, суммарные постоянные расходы трех самых крупных базаров Кыргызстана - Дордой, Карасуу и Мадина в 2008-м году составили 33% ВВП - более 1,7 миллиардов долларов.

Бурный рост базарной торговли, хотя и имел свой восточный колорит, в своей основе зиждился на духе предпринимательства и хорошем знании конъюнктуры рынка. В 2006-м году в Кыргызстане базарных товаров было продано на сумму почти в 2 миллиарда долларов.

- Были ли ошибки в ходе реформ, а если были, то какие из них Вы считаете самыми большими?

- Прежде всего, это касается социальных последствий - высокий уровень миграции, особенно, внешней, поскольку многие вынуждены искать работу за пределами страны. Система государственного управления сильно коррумпирована, что особенно проявилось в последние годы. Новая политическая элита, пришедшая к власти в 2005-м году и ее вторая волна, пришедшая к власти в 2010-м году, на деле оказались более коррумпированы, а в экономике и политике менее дееспособными, чем наш первый Президент.

-  Как Вам видится экономическая ситуация в Кыргызстане?

- Создается впечатление, что страна испытывает большие финансовые затруднения, по крайне мере в части государственных финансов. Отсутствует реалистическая программа дальнейшей экономической модернизации.

Позитивным моментом является бурный рост торговли, что дает возможность определенной части населения обеспечивать себя работой и заработками. Что касается промышленности, то здесь не приходится говорить о техническом и технологическом обновлении.

Самая большая проблема – борьба региональных политических элит. Эта борьба разъединяет нацию и оставляет мало надежд на позитивное экономическое развитие в будущем.

 Бишкек, "report.kg", Гульжамила Джолдошова.

Другие новости раздела >>>

Copyright © 2009-2012 Report.KG
Редакция | Дирекция