10 Декабря 2011
20-летие Независимости Кыргызской Республики (архив) |
|
05 Сентября 2011, 10:00 20 лет назад, 31 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла постановление, утвердившее «Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан». По этому документу, Республика Кыргызстан была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством. Правда, пока в составе СССР, который просуществует ещё немногим более трех месяцев, несмотря на выраженное на референдуме желание большей части населения жить в едином союзном государстве, объединяющем суверенные республики. Этому событию предшествовал августовский путч в Москве, который ускорил распад Советского Союза и привел к так называемому «параду суверенитетов». Какое же влияние оказал процесс обретения независимости республик бывшего СССР, в том числе и Кыргызстана, на глобальные тенденции и новую конфигурацию мироустройства? Многонациональная могущественная держава, являвшаяся одним из двух полюсов мирового порядка, просуществовавшая более 70 лет, рухнула благодаря пробуждению национального самосознания и стремлению к этнической самоидентификации. Провозглашенное основателем первого в мире социалистического государства В.И.Лениным право наций на самоопределение оказалось бомбой замедленного действия, заложенной в её основание. Небывалый подъем националистических настроений, вызванный не без помощи Запада, в первую очередь США, привел к распаду Советского Союза и всей социалистической системы. В результате только в Восточной Европе образовались 22 новых государства. Но ревнители национальной независимости не учли, что начавшийся процесс этнического самоутверждения не остановится с обретением ими государственного суверенитета. Даже в составе небольших стран найдутся национальные меньшинства, зараженные вирусом сепаратизма. В результате в Грузии, одной из первых отделившейся от СССР, о своей независимости заявили Абхазия и Южная Осетия, а Россия была втянута в войну с Чеченской Республикой, пожелавшей отделиться от федерации. С тех пор ситуация с каждым годом обостряется. Стремление к самоопределению становится все более опасным в мире, где более 100 стран имеют этнические меньшинства численностью более миллиона человек. Около 30% всех государств противостоят внутренним сепаратистским, религиозно-экстремистским, антиправительственным движениям. Примеры небольших государств бывшего СССР, провозгласивших независимость, служат примером для националистов разных мастей во всех уголках земного шара, мечтающих о суверенитете. Это десятки разных народностей, движимых историческими претензиями на самостоятельность. Поддерживая права национальных меньшинств по всему миру, сами Соединенные Штаты все более становятся уязвимыми для сепаратистских движений собственных этнических групп. Некоторые из представителей 550 народностей населения США борются за почти суверенные права. А если учесть, что из официальных 309 границ 52 являются спорными, что составляет 17%, из 425 морских границ 160 оспариваются другими государствами (38%), 39 стран выдвигают претензии на 33 острова на территории США, положение единственной супердержавы видится не таким безоблачным. Тяга к национальному самоутверждению начинает разрушать даже такие оплоты европейской цивилизации, долгое время служившие символами национального единства, как Британия и Франция. При этом складывается парадоксальная ситуация. Волна националистических устремлений грозит миру социальными потрясениями, но противодействие сепаратистским движениям привело в девяностых годах прошлого века к вооруженному вмешательству со стороны НАТО. Пример Югославии показал всему миру, как может быть попран основополагающий принцип существующего миропорядка – принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств. И даже такая влиятельная международная организация, как ООН, не воспрепятствовала действиям, разрушающим всю прежнюю систему глобальной безопасности. Затем последовал Ирак, превращенный с всеобщего согласия в раздираемую религиозными и социальными конфликтами страну. Последний пример – Ливия. ООН снова подтвердила свою позицию – права суверенных государств менее значимы, чем гуманитарные проблемы и забота о терпящих лишения гражданах, тем самым создавая опасный прецедент и подрывая свой статус прототипа мирового правительства. Эти события знаменуют отход от созданной ещё в 1648 году Вестфальской системы независимых суверенных государств и переход к новому мировому порядку, при котором любое государство может стать объектом вооруженного вмешательства военных блоков и международных организаций. Отныне ни одна из объявленных недемократическими стран не может быть спокойна за свою участь, кроме тех, кто обладает ядерным оружием. Только оно может гарантировать священность границ, ибо никакие причины гуманитарного или иного толка не могут оправдать действий, предполагающих вероятность ответных мер с применением оружия массового поражения. Этим самым усиливается стремление некоторых государств приобрести подобное оружие. С этой точки зрения становится понятной позиция КНДР и Ирана, стремящихся укрепить свою обороноспособность ядерным щитом. Многие политологи и эксперты утверждают, что реализация прав на самоопределение грозит поставить мир на грань грандиозного социального катаклизма. Ведь в начале XXI века насчитывалось уже 185 независимых государств, при этом существует более 600 говорящих на одном языке общностей и около 5000 этнических групп. Процесс их массового самоутверждения может привести мир к хаосу. Социолог Херст Ханнум из Тафтского университета пишет: «Важно отвергнуть утверждения, что каждый этнически или культурно отличный от других народ, нация или этническая группа имеет автоматическое право на свое государство, или что этнически гомогенные государства желательны сами по себе. Даже в тех условиях, где гражданские права соблюдаются, глобальная система государств, основанных преимущественно на этническом принципе или на исторических претензиях, определенно недостижима». Ему вторит бывший госсекретарь США У.Кристофер, предупредивший Конгресс: «Если мы не найдём способа заставить разные этнические группы жить в одной стране, то вместо нынешних сотни с лишним государств мы будем иметь 5000 стран». Это предупреждение касается всех, в том числе и Кыргызстан. Прошлогодние июньские события показали реальную опасность ультранационалистических устремлений. Нам всем необходимо осознать, что полиэтнический состав населения республики является не проблемой, а нашим достоянием. Все национальности, составляющие народ Кыргызстана, имеют право на сохранение своей этнической идентичности, и должны чувствовать себя свободно и комфортно. Смешение и синтез различных культур и традиций делает нашу республику неповторимой и привлекательной для туристов, а межнациональное согласие и стабильность будут гарантией экономического развития и процветания. Нынешняя власть это хорошо понимает и делает многое для укрепления существующей ещё с советских времен, несмотря на трудности переходного периода, дружбы народов Кыргызстана. На уровне простых граждан она сохранилась. |
|
Copyright © 2009-2011 Report.KG |
Редакция | Дирекция |